Текст готовится к публикации |
Ката Нидзюсихо | |||||||
Случайное фото |
Слово Нидзюсихо состоит из четырех Японских иероглифов: ни (Два), дзю (Десять) си (Четыре) и хо (Техники). Попросту говоря, Нидзюсихо означает «24 техники». Эти иероглифы, также могут произноситься как Нисеиси «Niseishi», и некоторые стили в каратэ используют именно это произношение. Ханси Хисатака (1976) предлагает альтернативное пояснение названия ката, когда говорит о том, что это сочетание подразумевает, такие комбинации 2-х техник, которые в два раза мощнее. Нидзюсихо это ката, которое включено в программу обучения многих стилей, в частности Ситорю, Шотокан и Вадорю, также как и в некоторые другие стили Окинавской группы Серинрю. Однако, их подавляющее большинство далеки от формы Нидзюсихо, практикуемого в Сериндзюрю Кенкокан каратэдо. Нидзюсихо, практикуемое в Сериндзюрю Кенкокан каратэдо более угловатое, в то время как версии других стилей, более линейны, и не содержат Некозэкен (nekozeken). Некозэкен представляет собой необычную технику, которая может быть как блокирующая техника, поражающая техника или и та и другая. В Окинаве, большинство версий ката Нидзюсихо ведут к единственной фигуре в летописи Окинавского каратэ – Мастеру Сейсо Арагаки (1840-1920). Относительно мало известный мастер Арагаки, также известен как источник, от которого дошли до наших дней и несколько других ката, включая Санчин, Сейсан и Сочин. Арагаки был учителем нескольких ключевых фигур, включая таких мастеров как, Кенва Мабуни, (основатель Ситорю), Цуеси Читозе (основатель Читорю), а также мастер Канрю Хагионна, учитель Чоджуна Мияги, (основателя Годзюрю). Ката Нидзюсихо в версии Сериндзирю не прослеживает пути ни к одному из этих мастеров. Вместо этого, Ханси Хисатака (1994) считает, что Шихан Кайсо Кори Хисатака изучил версию ката Нидзюсихо практикуемое в школах Кенкокан у Масетера Анко Асато, современника Арагаки. Возможно, эта версия ката Нидзюсихо была расширена и усилена мастером Асато с тем, чтобы отразить техники, которые он использовал для самозащиты в дуеле с мастером работы мечом Йорином Канна (Sells, 2000) – также упоминаемым как Тосияки Кирино (Hisataka, c.1963; Hisataka, 1994). Асато менее известен, однако также является одной из ключевых фигур в истории Окинавского каратэ, будучи аристокаратом более высокого ранга (класса Пейчин), старшим государственным деятелем, изучавшим гуманитарные науки, мастером в каратэ и Дзигенрю, в школе по подготовке мастеров владеющих мечом, а также известным и искусстным всадником. Помимо влияния, которое Асато оказал на Шихана Хисатаку, он также был основным помощником Сокона «Буши» Матсумура в его Додзе в саду замка Шури. Вместе с другими студентами, там были такие мастера, как Чотоку Кьян, основной учитель Шихана Кайсо Кори Хисатака. Интересным фактом является то, что ни один из стилей, на которые оказал влияние Чотоку Кьян, не содержат в своем арсинале ката Нидзюсихо. Ката Нидзюсихо стиля Сериндзирю Кенкокан каратэдо, с его nekozeken и быстрыми, угловатыми движениями, подчеркивающими уклончивые действия от блоков, пришли от мастера Асато. Маловероятно, что доподлинно будет, когда-либо установлено, источники появления этого ката у мастера Асато. Возможно, Асато и Арагаки обменивались техниками - возможный сценарий для двух аристократов-высокопоставленных чиновников. Возможно они оба изучили это ката из одного и того же источника. А возможно, это было ката, которое практиковали и другие мастера Окинавы того времени. Это также объясняет почему Нидзюсихо отличается от большинства других стилей – ката Нидзюсихо стиля Сериндзирю Кенкокан каратэдо основано на ката, дошедшем до наших дней от Мастера Асато, в то время как ката Нидзюсихо практикуемое школами Ситорю, Серинрю и другими, основано на ката Нидзюсихо, которое ведет к наследию Арагаки. Что выглядит достаточно странным, так это то, почему ката Нидзюсихо в версии Шотокан отлично от версии ката Нидзюсихо стиля Сериндзирю, поскольку основатель стиля Шотокан – Гичин Фунакоши был учеником мастера Асато, и никогда не обучался у мастера Арагаки. Принимая это во внимание, было бы логичным, что версия ката Нидзюсихо должна быть в значительной степени похожа на ката Нидзюсихо в версии Сериндзирю. Кук (Cook, 2001) рассказывает, что очевидно Гичин Фунакоши мог забыть некоторые ката, в особенности ката Нидзюсихо. В попытке не потерять корни техник, Фунакоши послал своего сына Гиго Фунакоши, Масатоси Накаяму и несколько других старших учеников в Осаку в 1927-1928 г.г. для изучения нескольких ката у Кенва Мабуни. Как мы уже видели Мабуни, был учеником Арагаки, отсюда объяснение, почему версия ката Нидзюсихо версии Шотокан так похожа на версию ката Ситорю. Согласно Чамберсу (Chambers), который говорит о том, что некоторые ката были «восстановлены» - выучены заново у Кенва Мабуни, включая Рохай, Ванкан, Нидзюсихо и Сочин, а также некторые другие. Чамберс продолжает сове описание и говорит о том, что версия ката Нидзюсихо от Шотокан была в дальнейшем модифицирована Гиго Функаоши и его современниками и включает несколько дополнительных боковых ударов ногами и других техник, которых не было в оригинальной версии. Интересно, что Ханси Хисатака в последнии годы демонстрирует версию ката Нидзюсихо с формой, похожей на версию которую практикут в стиле Шотокан. Ханси Хисатака обращается к названию Кудак но Нидзюсихо (Kudaka no Nijushiho), предполагая возможность, что возможно форма ката имеет корни семьи Кудака (Хисатака). За пределами группы Кенкокан, эта версия Нидзюсихо в Сериндзирю не практикуется. Селлс (Sells, 2000) говорит о существовании еще как минимум двух версий ката Нидзюсихо – более длинная «Окинавское Нидзюсихо», и более короткая версия «Нисеиси-се» стиля Ситорю. Как можно увидеть, ката Нидзюсихо имеет многогранную и интересную историю. Ката Нидзюсихо было одним из пяти ката на которых обращал наибольшее внимание Шихан Хисатака. Эти пять ката включали: Санчин, Найхайчин, Чинто, Кушанку и Нидзюсихо. Ката Из названных ката, Нидзюсихо было единственным которое не было изображено в книге 1963 года. По словам Ханси Масаюки Хисатака (1994), Шихан Кайсо Кори Хисатака выбрал Санчин, Найхайчин и Нидзюсихо в качестве базовых ката, поскольку по его мнению они концентриловались на трех направлениях – линейное (Санчин), боковой (Найхайчин), и угловой (Нидзюсихо). Определенно, Нидзюсихо хорошо вписывается в рамки задач относящимся к ведению поединка с трех сторон. Различные открытые стойки (хираки аси - hiraki ashi) и перемещения со скрещенными ногами (коза аси - kosa ashi) используются для движения вокруг воображаемого противника, и многие техники подчеркивают вхождение (внедрение) внутрь атаки противника для сведения ее эффективности к минимуму. Предположительно, эта стратегия возникла в ходе применения данной техники против вооруженного мечом противника в поединке Мастера Асато, где было необходимо подавить эффективность и преимущество наличия у соперника длинного оружия, посредством входа внутрь на необходимую дистанцию. Между прочим, ката с саями, практикуемое многими школами Сериндзирю (и отраженное в книге Научное Каратэдо), в основном упоминается как Саи но Ката (Sai no Kata). Однако, похоже Шихан Хисатака ссылаясь на это ката имеет ввиду ката Нидзюсихо но Саи (Nijushiho no Sai). При более тщательно исследовании двух версий ката Нидзюсихо приводит ко многим общим чертам, что становиться очевидным – обе версии в оригинале являются тем же ката. Отражая Нидзюсихо но Саи в своей книге 1963 года, Шихан восполнил пустоту, внеся ката Нидзюсихо в число основных. Нидзюсихо наряду с другими ката Сериндзирю является уникальной формой, и версия этого ката стиля Сериндзирю уникальна, как и все ката в целом. В то же время, Нидзюсихо изящное и быстрое ката, дающее понимание уклонов, углов атаки и смертельной техники используемой противником. |