Текст готовится к публикации |
Ката Найхайчин | |||||||||||||
ЦитатыСлучайное фото |
В Сериндзирю Кенкокан каратэдо, основанным Кайсо Кори Хисатака, ката Найхайчин является той формой, которая преподается ученикам одной из первых. Это также одна из тех форм, которая эволюционировала как часть стилевого наследия - «Духовного Развития Индивидуума через Разум и Тело». Существуют несколько версий этой запутанной формы. Наиболее известная форма в Сериндзирю имеет характерные черты, такие как, широкие движения (шаги или перемещения), которые фундаментально схожи с теми, которые продемонстрированы в книге Ханси Масаюки Хисатака «Научное Каратэдо, 1976». В недалеком прошлом, форма с более короткими движениями была представлена внутри стен школы Сериндзирю Кенкокан каратэдо. Эта форма, известная как Косики Найхайчин была продемонстрирована в 1994 году, в книге Масаюки Хисатака «Основы Сериндзирю Каратэдо». То количество версий ката Найхайчин, которое сегодня присутствуют, еще больше усложняют вопрос о происхождении, включая такие версии ката как, Найхайчин Даи, Найхайчин Шодан, Найхайчи, Найфайчи, Теки Нидан, Теки Сандан. Безусловно, все эти бесчисленные формы приводят к некоторой путанице, и поэтому необходимо несколько раскрыть корни возникновения ката Найхайчин. Найхайчин является одной из древнейших форм в истории Серин / Шури-тэ - наследия Окинавы. Доподлинно, происхождение ката не известно, однако почти достоверно известно то, что, по крайней мере, одна из версий ката Найхайчин создана и популяризировано великим Соконом «Буши» Матсумура. Это подтверждается тем фактом, что все школы, основанные на наследии Шури-тэ практикуют одну форму ката Найхайчин. Что доподлинно не известно о ката Найхайчин, так это имеет ли эта форма корни, связанные с Китаем, в эпоху, еще до Буши Матсумура. Один из исследователей ката Селлс (Sells, 2000) полагает, что некоторые версии Найхайчин существовали до Буши Матсумура. Определенно существуют доказательства того, что форма, называемая Даи По Чин, которая не только имеет созвучное название, но и некоторые общие элементы техники и базовые принципы. Вероятно, доказать эту связь будет крайне сложно, поскольку эта форма более не существует в Китае (Motobu, 2002). Матсумура преподавал ката Найхайчин своим ученикам, как первое ката. Среди последователей Наха-тэ, во многом также, как и ката Санчин, ката Найхайчин распространялась среди учеников в качестве одной из первых форм. Вместе с последователями Наха-тэ, были известные Мастера, такие как Анко Асато, Анко Итосу, Чотоку Кьян и Чомо Ханасиро. Наследие Найхайчин в Сериндзирю прослеживается от Кайсо Кори Хисатака до Чотоку Кьяна (Hisataka, 1994). Вне наследия Сериндзирю, Мастер Анко Итосу продолжил развитие ката Найхайчин, и ему приписываются создание следующих форм: Найхайчин Сандан и вероятно Найхайчин Нидан. Тот факт, что эта форма больше не практикуется в школах Сериндзирю позволяет поверить в то, что форма Найхайчин пришла от Найхайчин Буши Матсумура (Найхайчин Шодан). Анко Итосу был одним из учителей Мастера Гичина Фунакоши, который переименовал три формы в Теки Шодан, Теки Нидан и Теки Сандан. Вопрос, который все же часто задается, состоит в том, какая из форм наиболее близка к оригиналу, дошедшему до наших дней от Буши Матсумура. Оба Мастера Кьян и Кайсо Кори Хисатака известны тем, что каждый приспособил форму ката таким образом, чтобы она подходила ученикам, которых они обучали, поэтому сейчас трудно определить истину и исходную форму. Однако, обзор других стилей каратэ показывает, что форму, известную как Косики Найхайчин наиболее близка к той, которая практиковалась в других стилях Шури-тэ. Из этого можно заключить, что Косики (в данном случае означающее «Старый стиль») Найхайчин близко к первоисточнику. Основное отличие между ката Найхайчин, преподаваемое в стиле Сериндзирю и другими стилями каратэ относиться к дополнительным ударам ногами и руками. Ханси Масаюки Хисатака признает в своей книге «Основы Сериндзирю Каратэдо», когда констатирует тот факт, что Кайсо Кори Хисатака представил эти изменения, для того, чтобы сделать ката Найхайчин «более завершенным». Эволюция ката Найхайчин в стиле Сериндзирю сама по себе является несомненным феноменом. Несомненно, и то, что Кайсо Кори Хисатака модифицировал ката, основываясь на собственном опыте, а также исследованиях, проведенных в Окинаве, Китае, Монголии и Японии. Форма этого ката Найхайчин была, вероятно, похожа на ту, которая была представлена в Северной Америке в 60-х годах Ханси Хисатакой, Каичо Ватанабэ, Шиханом Касимото, Шиханом Исино, Шиханом Морита и другими. В противоположность, распространенная в настоящее время форма (Косики Найхайчин) на которую делается упор в Японии, более линейна, и содержит гораздо меньше движений. Она прошла полный цикл и пришла к той форме, которая ближе к версии Буши Матсумура, в то же время содержащая некоторые элементы от Кайсо Кори Хисатака, его инноваций – под названием ударная техника рук и ног. Таким образом, в то время как Косики Найхайчин может быть ближе к оригинальной (исторической версии), более длинная версия скорее представляет Сериндзирю Кайсо Кори Хисатака, и ключевое ката стиля. Таким образом, обе версии, важны для истории стиля. Название, Найхайчин, означает боковое ведение поединка, возможно в ограниченном пространстве, или в тупике. Поверхностно, Найхайчин не содержит много стандартной техники, а содержит множество блоков и перешагов. Мастер Сосин Нагаминэ (Nagamine, 1976) предполагает, что основным моментом в ката Найхайчин может быть развитие силы низкой части тела. Однако, другие утверждают, что это ката – схватка с врагом, состоящее из ограничений в пространстве, техники работы руками, жесткими блоками и бросками. Одно интересное соображение с ката Найхайчин состоит в том, что его начальное движение зачастую интерпретируют как наступательный удар. Это, по-видимому имеет разногласия с наставлением в каратэ ni sente nashi (в каратэ не атакуют первым). Однако, известный Мастер Чоки Мотобу (наряду с другими мастерами), выдвинул предположение о том, что истинное значение наставления состоит в том, что мы никогда не должны «причинять кому либо вред без весомых на то причин». Однако как только становиться очевидным, что поединок это единственный исход в конкретной ситуации, тогда лучшим способом защиты, является нападение (Motobu, 2002). Найхайчин, является одним из наиболее важных ката в Сериндзирю. Его наследние прослеживается от Кайсо Кори Хисатака до Чотоку Кьяна и Сокона «Буши» Матсумура. Источники:
|