Текст готовится к публикации |
Ката Басай | |||||||||||||
ЦитатыСлучайное фото |
Значение или перевод ката Басай дословно, звучит, как «прорываться через крепость». Это очень красивая форма, с быстрой и мощной техникой присущей стилю Серин. Басай был одним из любимых ката мастера Чоджуна Кьяму представляющего Окинава-тэ, также одного из наиболее заметных учителей Шихана Кайсо Кори Хисатака. Ката Басай вероятно породило наибольшее количество версий, нежели любое другое ката в Окинавской традиции самообороны. В то же время, корни этого ката неясны, и существуют несколько различных теорий в его истории. Исследователь Окинавского каратэ Акио Кинжо (Akio Kinjo) считает, что ката Басай относится к формам боксирования Леопарда и Льва (Kinjo, 1999). Он также считает, что первое движение в ката, где исполнитель ката делает шаг вперед и скручивает свое тело всторону и выполняет сильный удар / блок с закрытым кулаком (Басай Дай), представляет собой боксирующего Леопарда, в том время как использование открытой руки и движение с топаньем ногой (Косики Басай) больше представляет боксирование Льва. Само же название, по мнению Кинжо, на самом деле означает «Леопард-Лев», и произноситься как Байоси «Baoshi» на диалекте Мандарин (Mandarin), Баасай «Baassai» на диалекте Фужоу (Fuzhou) и Паусай «Pausai» на диалекте Куанжоу (Quanzhou) (Kinjo, 1999). Другие теории относительно истинного смысла ката Басай включают теорию о «Восьми крепостях» (Bishop, 1999). Упоминаемый историк Окинавского каратэ Тетсусиро Хокама (Tetsuhiro Hokama) сделал предположение о том, что название ката может иметь происхождение от имени собственного (Hokama, 1999). Катсуми Мураками, прямой студент таких святил как Чосин Чибана (Серин рю), Мотокатсу Иное (Рюикю Кобудзуцу) Дзухатсу Коад (Тойон рю) и многих других, называет, исходя из собственных знаний Китайских боевых искусств, во время проведения исследований возможных источников возникновения названия ката Басай. Он говорит, что некоторые части напоминают ему Вунгсинг Кванг - Пять Элементов Кулака (Wuxing Quan - Five Elements Fist) из Ксингчуй Кван - Кунг Фу (Xingyi Quan) (Мураками, 1991). Из всех Окинавских версий ката Басай, наиболее революционными представляется версии от Матсумуры «Matsumura no Bassai» (названная по имени великого мастера Сокона Матсумура) до Оядамори «Oyadomari no Passai», и далее «Bassai Dai of Itosu» (Kinjo, 1978, 1991). Версися Басай от Матсумуры имеет больше Китайский привкус, тогда как Оядамори представил более Окинавизированную версию, которая в дальнейшем была модифицирована мастером Итосу в уникальную Окинавскую современную версию, практикуемую по сей день (Kinjo, 1991). Упоминаемый инструктор Сито-рю и исследователь Тосихиса Софью (Toshihisa Sofue) обсуждает теорию, гласящая, что ката Басай было разработано как вводное для ката Кушанку, почеркивая, что большинство стилей каратэдо сегодня изучают Пинана, Найханчин и Басай до того, как начинают изучение Кушанку (Sofue, 1999). Однако, он также противоречит своей собственной теории также подчеркивая, что Басай, имея некоторые сходства с ката Кушанку, несомненно независимая традиция, основанная на том факте, что эта форма содержит несколько уникальны особенностей, которых нет в Кушанку (Sofue, 1999). По словам Ханси Масаюки Хисатака, Басай был одним из любимых ката Чотоку Кьяна, главного учителя Шихана Кайсо Кори Хисатака. В свою очередь, считается, что Мастер Кьян изучил ката Басай у мастера Кокана Оядамори, одной из ключевых фигур в родословной Томари-тэ (Наказато, 2005). Доподлинно не известно, где Оядамори получил его версию ката Басай, поскольку он скорее являлся, более молодым современником Буши Матсумура, нежели его учеником. Однако, Сэллс (Sells 2000) выдвигает гипотезу о том, что Матсумура мог посетить Томари, и что, Оядамори вместе с другими мог посетить Шури (Shuri). Это один из наиболее вероятных сценариев, поскольку Оядамори был официальным представителем правительства и мог быть участником некоторых событий в городе Шури. Шури и Томари находяться примерно в 5 км друг от друга, таким образом, «обмен практиками» между официальными представителями правительства был вполне возможен. Как член класса Печин, Оядамори мог бы быть вовлечен в вопросы законодательства и порядка, и таким образом мог получать инструкции от самого Буши Матсумура – начальника охраны Короля, и ответственным за закон и порядок. Клэйтон (2004) предположил, что Оядамори мог быть частью группы телохранителей. В стиле Сериндзирю, ката Басай не было одной из тех 5 форм, на которые Шихан Кайсо Кори Хисатака делал упор. Однако, почти доподлинно известно, что он изучил это ката от Мастера Кьяна, и что передал его одному из старших учеников в период до 1976 года, когда оно было продемонстрировано в книге Масаюки Хисатака «Научное Каратэдо». Ката Басай это очень красивая плавная форма, с различными ударами, бросками, захватами, а также стратегией. В ката Басай придается особое значение возможности трансформации недостатков в преимущества, посредством использования tai sabaki (движения тела), а также использования легкости для создания жесткости. У Клэйтона (Clayton, 2004) существует довольно интересная гипотеза относительно ката Басай, говорящая о том, что ката Басай было тренировочной формой для телохранителей, которые обучались внедрению и созданию беспорядка среди толпы, потенциально несущей угрозу Королю Окинавы. Предполагалось, что это могло быть реализовано одной командой телохранителей в качестве диверсионной тактики, в то время как еще одна команда выводила бы Короля (либо других VIP персон) из помещения. Если рассматривать эту тактику в свете современных методов защиты, это, несомненно, представляется достаточно правдоподобным. Рассматривая данный подход, подумайте о том, как построено ката: первая часть состоит из серии быстрых поворотов в различных направлениях, с использованием серию быстрых и жестких техник, включая разрушительные удары руками. В какой то момент, примерно в середине ката, фокус меняется в сторону техники, направленной на контроль ситуации, и наведению порядка. В то время как эта теория представляется, в некотором роде умозрительной и спекулятивной, она в то же время достаточно правдоподобна и интересна в контексте практики этой формы. Представьте себя в толпе, создающим хаос и беспорядок, и потом, по мере продвижения внутри формы к ее завершению, наводящим порядок и устанавливающим контроль над ситуацией. В мире Сериндзирю преподаются две формы ката Басай – ката Басай Дай и ката Косики Басай, хотя в последние годы большинство школ склоняются в пользу последней формы. Это форма Басай, в которой не используется оружие, в значительной степени похоже на ту, которая пришла от мастера Чотоку Кьяна и Кокана Оядамори, и подчеркивают в первую очередь технику работы руками без использования оружия. Источники:
|